Продолжаем тему эмоций в Аргентинском танго
Эмоциональная радуга ч.2 — Чуть выше дна
В прошлый раз мы рассмотрели апатию.

Сегодня мы рассмотрим еще одну эмоцию, она тоже низкая, но вы увидите, что в ней больше жизни, чем на самом дне эмоционального дауна – в апатии.

Однако сначала я дам еще одно дополнительное данное: эмоцию можно определить по речи.
Я дам дополнительный пример в тему апатии.


Если вы видите, что у чела есть проблема, которая в принципе решаема, говорите ему об это, но он вам отвечает: «Что ж… тут уж вряд ли что-то можно сделать в моем случае. Видимо, такая у меня судьба, раз так случилось…».
Это апатия.


Если ваш товарищ по бане неожиданно изрекает, что-то вроде: «Знаешь, в последнее время я понял, что я и мир – это все одно. Я – есть мир, а мир – есть я. И я растворился в этом бесконечном течении жизни».
Это тоже апатия.


То есть в обоих примерах только похоронного марша не хватает. При таких речах у человека взгляд будет пустой, а в голосе будет убитым и явно показывать, что человеку на душе пипец как тяжело. Он – в полном эмоциональном дауне.


Если вдруг он заплачет, то вы-таки не поверите, но… Этот человек пошел по эмоциям наверх.
Над апатией стоит – горе.
Горе – это глубокая печаль, скорбь, глубокое душевное страдание, которые вызванные осознанием потери.
Потеря – это когда что-то или кто-то отдалилось от вас (временно или навсегда) без вашего на то разрешения.
Из этих понятий видно, что горе не всегда проявляется оглушительным ревом и водопадом слез. Горе может быть не значительным, а может быть опупенно тяжелым, и зависит от важно для вас то, что вы потеряли (важность каждый человек определяет сам).


Мы это увидим на примерах.
Если вы купили себе новый айфон, который давно хотели, а через пару дней где-то его профукали безвозвратно – велкам в горе.
Дама сделала дорогущий маникюр и через 15 минут сломала на руке 3 ногтя, ловя свою новую сумочку, которая чуть не упала в лужу – дама упадет в горе.
У вас есть домашний питомец, который уже несколько лет радует вашу душу, живя с вами, и вы его безумно любите, но тяжело заболевает, вы возите его к ветеринару и несколько недель пытаетесь его спасти, но он умирает у вас на руках – вы попадете в горе.
Оперный певец, с детства мечтавший быть великим оперным певцом и посвятить этому жизнь узнает о врача, что на его голосовых связках необратимая деформация и этой профессией ему больше заниматься нельзя – он испытает горе.
Человек, которого вы сильно любите сообщает о том, что он решил с вами расстаться, уходит из дома, говоря, что больше к вам не вернется – как только вы поймете, что это реальность, вы съедете в горе.
Близкий родственник, в котором вы души не чаяте, тяжело заболел, и вы больше года о нем заботились, продлевая ему жизнь, но в один день он попадает в реанимацию, а на следующий день вам звонят и говорят, что этой ночью его не стало – вы скатитесь в горе.
«Все, блин. Еще пара таких примеров, и я точно пойду нажрусь водки».


Да, горе – это тяжелое душевное переживание.


Когда вы слышите: «Ах, если бы только мой муж был жив…».
Или: «Как же было хорошо, когда мы все вместе жили в этом доме…».
Или: «Ты помнишь, каким он был?.. Как же сильно время меняет людей».
Или: «Эх, жалко, что это уже нельзя вернуть назад…».


Это горе, т.к. в этой речи говорится о значимой потере и она значима до сих пор (человек не изменил своего отношения к этому, не отпустил это).


А теперь мы посмотрим на горе в действии. И поможет нам актерский гений все того же Аль Пачино в последний 4 минутах 38 секундах «Крестного отца 3».
Горе начинается с 01:03 с женских слов: «О, нет», когда к одному из участников этой ситуации первому приходит осознание, что Мария – мертва. Постепенно горе охватывает все больше присутствующих там людей, ибо это же осознание приходит и к ним.


На 01:22 и Майкл осознает, что его дочь Мария – мертва (когда он начинает убирать руку с ее лица). На этом моменте мы остановимся подробнее, ибо здесь тяжесть горя, которую он испытывает в этот момент наиболее показательна.


Если вы не смотрел трилогию «Крестный отец», я дам данные, которые помогут понять, почему по Майклу гибель Марии ударила наиболее сильно. С того момента, как Майкл возглавил мафиозный клан своего отца (во 2 части трилогии), он решил вывести свою семью из криминала и стереть преступное прошлое.


Однако преступное прошлое его семьи проросло настолько глубоко, что для него выход в честную жизнь стал настоящей адовой борьбой, которая гробила его здоровье (все его окружение – преступники).


С того момента как он рулил своим кланом не было ни одного человека, который не использовал его просто как ресурс в корыстных целях. На пути к легализации он встречает еще более искусных «мясников», чем когда он занимался теневым бизнесом, попутно уворачиваясь от угроз своей жизни..
Жена от него ушла (во 2 части, он ее очень любил и так и не отпустил ее внутри – потеря), сын не захотел унаследовать бизнес отца, и единственный человек, который его искренне любит сейчас – его дочь Мария.


Несмотря на прошлое отца, осуждаемое сыном и бывшей женой, Майкл и Мария духовно близки (это основа, без которой невозможны близкие отношения: МиЖ, между родственниками и друзьями). Мария помогает Майклу в легальном бизнесе, возглавляя его благотворительный фонд. Мария хотела помочь отцу вывести семью из тени и сблизиться с ним еще больше – они оба этого хотят.


Мария просто любила отца, а он просто любил ее.
Эту духовную близость с дочерью Майкл ценил на свете больше, чем жизнь (он ставит на Марию высшую важность – она самое ценное в его жизни).


В конце «Крестного отца 3» Майкл оставляет криминальный бизнес и получает контрольный пакет акций компании-крупнейшего землевладельца в мире, легально становясь одним из богатейших людей планеты.


Но в этот вечер, после успешного дебюта сына в престижной опере на Сицилии, дочь Майкла убивают у него на глазах. Убить должны были Майкла и Марию, но приближенные Майкла думали, что покушение будет только на Майкла, поэтому он был в бронежилете и остался жив.


Мария погибает на глазах Майкла, при этом прямо перед смертью дочь и Майкл и Мария смотрят друга, и он слышит ее последнее слово: «Папа…».


Итак, 01:22 – Майкл осознал, что его дочь – мертва.
01:53 – пиковая точка воздействия потери на Майкла: давление утраты настолько сильно, что его грудь сдавлена, и он не может произнести ни звука.
Сильный спазм диафрагмы в данном случае – соматическое проявление горя у Майкла.


И лишь на 02:17 он сможет сделать судорожный вдох, чтобы криком боль вырвалась наружу (это одна из форм сообщения о потере и сброс напряжение с тела).


В 02:24 после этого крика Майкл спускается по эмоциям ниже – в апатию (его тело обмякло, взгляд потяжелел и опустел, а все внимание ушло в себя), ибо в это момент он осознал, что потеря необратима. А из апатии Майкл уже не поднимется по эмоциям.


Его апатия становится более глубокой, чем сразу после горя, что вы увидите на 03:43 (здесь апатия словно зачерствела, уплотнилась и проросла во всем Майкле), а потом не станет и самого Майкла (04:25) – смерть.


Майкл спустился от горя в апатию, а потом умер.


Теперь вы вы видите, что горе, хоть и очень низкая эмоция, но стоит выше апатии – у горя больше жизни и способности переносить движение, чем у апатии.
Итого у нас получается последовательность эмоций (по убыванию):
Любой человек ходил бы вниз и вверх по этим эмоциям именно в таком порядке.
1
Горе
2
Апатия
3
Смерть
«Не, иди нафиг. Сам там ходи».


Как я говорил раньше, любому человеку в норме доступны все эмоции. Вопрос только в том, чтобы иметь способность не застрять в низких эмоциях и подняться по ним наверх.
А как можно использовать горе в аргентинском танго?
На милонге – не используем,т.к. милонги для танцевания в удовольствие и там – высокие эмоции. А на сцене – очень просто :)


Например, я на танго-фестивале видел номер, когда под очень красивую музыку пара сначала танцевала любовь и счастье. А к концу номера они ушли по эмоциям вниз, потому что дама покидала мужика, прощаясь с ним навсегда, и мужик, после того как он отпустил ее руку, уполз в горе. Рассчитывал, понимаешь, на руку и сердце, а забрали и то, и другое.


Другим примером может быть танец на тему обиды, когда она тяжело страдает и не подпускает его к себе, т.к. в ней жива боль обиды, нанесенная им.


«Негодяй какой!.. Стоп! А причем тут горе-то?! Она ж ничего не потеряла!».


Что вы испытаете, когда доверяете любимому, а он ваше доверие предал?
«Ой…»


Именно – вы потеряли уверенность в том, кого любите, а это – горе. Дальше в этом танце негодяй пытается все восстановить. Он тоже может страдать от сделанного им, т.к. для тоже есть потеря: он потерял свой статус человека, которому доверяли у человека, которого он любит и осознал это.


А концовка может быть, например, в сторону апатии (отношения не восстановятся и проиграют оба). А можно в сторону хэппи-энда: любовь вспыхнет с новой силой, и они шагнут из темного прошлого в светлое будущее, сжигая за собой мосты.


А на этом все :)
В следующем посте мы поднимемся еще немного выше по эмоциям.
Made on
Tilda