А сегодня у нас – БОЛЬ (как душевное переживание)
Эмоциональная радуга ч.7 — Выбивание табуретки
Фармацевт (Ф) молодому практиканту (МР):

Ф: «Я отлучусь на 10 минут, чтобы доделать препарат клиенту, а ты пока замени меня за прилавком.

(через 15 минут)

Ну, что? Подходил кто?».

МП: «Да мужик один с сильной простудой был, я ему дал 5 таблеток слабительного выпить у прилавка».

Ф: «Ты охренел?! Где он?!».

МП: «А вон он у витрины стоит, кашлянуть боится».

Дальше вы поймете идею этой прелюдии к посту.
Из прошлых постов мы узнали, что рассмотренные к этому времени эмоции находятся в таком порядке (по убыванию):
1
Гнев
2
Скрытая враждебность
3
Страх
4
Сочувствие
5
Горе
6
Апатия
7
Смерть
А сегодня у нас – боль (как душевное переживание). Боль – это чувство надвигающейся потери.


Вы наверняка догадались, что это тоже низкая. Это момент, когда жизнь решает выбить из-под вас табуретку без вашего согласия. И в тот самый момент, когда табуретка улетает – вы испытываете то самое острое ощущение, которое может выразить одной простой фразой, которая будет чуть позже.


А пока посмотрим, как она работает.


Вы переходите дорогу в месте где она сворачивает во двор, перешли и слышите, как в паре метров от вас сзади раздается визг тормоз и удар машины о бордюр… У вас внутри сильно защемляет, и вы пулей оборачиваетесь назад и смотрите на все это большими глазами – это боль.


Вы стоите на светофоре, ждете разрешающий сигнал светофора, чтобы перейти дорогу, и рядом с вашей ногой об асфальт ударяет упавший с крыши охрененный кусман снега. У вас сильно защемляет внутри, и вы большим глазами смотрите на этот снег с тупым выражением лица.


Вы идете зимней ночью по улице, спускаетесь по лестнице и поскальзываетесь…. В этот момент снова знакомое чувство поганого шока, который неприятно защемляет внутри.
Кстати, исследования показывают, что на скользкой лестнице культурных людей становится значительно меньше.


Делая перебор верхней одежды, вы обнаруживаете в кармане куртки вашего возлюбленного нижнюю часть женского нижнего белья и понимаете, что эта вещица – не ваша… Снова внутри это чувство грозящей потери (разрыв отношений), от которого вас внутри защемляет.


Ваша жена возвращается с работы сильно задержавшись, вы видите, что она под градусом, у нее на лице румянец, как после хорошего секса, и от нее периодически прилетают ноты не вашей мужской туалетной воды…. Ситуация аналогична предыдущей, и понятно, что вы в этот момент испытываете.


Вот реальный случай, рассказанный моим педагогом по танго.


Она вела детскую группу по классической хореографии, и одна из девочек подбегает к ней и воодушевленно говорит: «Смотрите как я могу!».


Сразу после этого девочка подпрыгивает вверх что есть мочи, вытягивает ноги перед собой в уголок и приземляется пятой точкой на твердый пол. В этот момент рассказа мой педагог положила руку на сердце, ее глаза округлились и она сказала: «Ох…» - это была боль.


И оно понятно: ребенок с нифига решает жестко отбить себе задницу прямо у вас на глазах – такое обычно не планируют увидеть.


После примеров вы точно понимаете, что испытывал тот мужик с простудой из анекдота, когда слабительное начало работать.
А дальше работа боли такова – вы стремительно падаете по эмоциям вниз.
На примере с фрагментом женского белья в куртке мужа жена, испытав боль, может скатиться в горе (например, ее давние подозрения подтвердились, и она потеряла доверие и духовную близость к мужу).


Или жена может свалиться в гнев и устроить мужу побоище.


А может упасть в скрытую враждебность и потом отплатить мужу той же монетой.


То есть действие боли довольно короткое – это эмоция-корортышка. В боли вы эмоционально "поскальзываетесь» и «падаете».


То, что после боли вы свалитесь вниз по эмоциям - это точно, а вот куда именно, зависит от ваших личных особенностей.


Видеопримеры:
Вернемся к Майклу Корлеоне из «Крестного отца 3» и тому моменту, когда раздались выстрелы, и он увидел кровь на груди у своей дочери Мэри.


0:44 – это момент, когда Майкл начинает испытывать боль: происходит резкое изменение, и он видит рану на груди у Мэри, которая указывает на грозящую потерю (угрозу смерти Мэри).


0:46 – на свою рану смотри уже сама Мэри и понимает, что рана опасна, плюс она ощущает, как жизнь начинает ее покидать – Мэри тоже испытывает боль.


0:53 – после слов «Папа…» Майкл продолжает испытывать боль: ситуация становится еще хуже: Мэри падает на колени, она слабеет, и глаза начинают закрываться – еще более мощный сигнал о грозящей потере.


6:56-1:04 – Майкл продолжает испытывать боль: Мэри теряет сознание и падает, но для Майкла пока еще не стало реальным, что Мэри мертва, и в данный момент в его сознании пока еще живет угроза потерять Мэри.


Обратите внимание, что на отрезке 0:461:04 все молчат – в этот момент все испытывают боль: люди наблюдают за резко меняющимся состоянием Мэри, не зная, чем все закончится.


1:05 – боли больше нет, т.к. пришло осознание, что Мэри мертва, и там уже кто куда: мать сразу в горе, кто-то еще в горе, а Майкл – в страх, потом в горе и апатию, из которой уже не выйдет и его ждет смерть.


Другой пример – повеселее, из комедийного мультика «Ледниковый период».
Там есть замечательный момент с катанием на горках.
0:09 – интереснейший момент, где боль мамонта, тигра и ленивца дают испытать самому зрителю: этот момент, когда маленький шилопопер делает им ручкой и улетает вниз.


В этот момент боль испытывают мамонт, тигр и ленивец, но испытать ее дают зрителю, дав посмотреть на это глазами этого трио. А когда это трио показывают, они падают в ужас (крайняя степень страха) и в нем кидаются спасать ребенка.


В течение всех покатушек все трио находится в ужасе, а что испытывает ребенок – в одном из следующих постов :)


1:14-1:18 – в момент, когда ломается ледяная глыба, мамонт испытывает боль и приправляет ее той самой заветной фразой: «О, нет…».


Боль можно выразить одной фразой: «О, нет. Только не это».


А в жизни можете заменять отдельные ее слова на матюки по вкусу. Я думаю, что теперь вы и по речи сможете легко узнать боль.


«И когда он достал в ресторане коробочку, я подумала: «Только бы это не было предложение замуж», - то, что подумала было воспоминанием, где была боль.


Ваш знакомый смотрит счет за квартплату, его челюсть опускается, и вы слышите: «Они там совсем охренели?..».


Вы идете со знакомым из ресторана к его машине, он подходит к месту, где припарковал ее, и видит, что ее там нет, и говорит: «Че за хрень?..».


Как видите, слова могут быть любыми, а эмоция – одна и та же.
После всего, что вы узнали о боли, вы ее теперь без труда обнаружите и будете знать, чего ожидать дальше – падение по эмоциям вниз.


Ну, и как поднять человека по эмоциям вверх, тоже напомню: надо быть на 1-2 эмоции выше, чем эмоция, в которой находится другой человек, понимая особенности его эмоции (например, горе бывает надо дать просто пережить).
Попользуемся болью в аргентинском танго
Конечно, на милонге вряд ли будет ситуация, когда вы танцуете, и вдруг видите, что ваша партнерша исчезла. Хотя нечто подобное я испытал и в одном из постов описывал.


После исполнения болео (элемент Аргентинского танго, когда нога партнерши взлетает) партнерша, завершая движение, пошла винтом вниз.


В момент, когда она начала это делать, я испытал боль – ну, совсем из ряда вон выходящая фигня, которой быть не должно. А когда я ее ловил внизу, я был уже в страхе, но быстро пришел в себя.


Оказалось, что у нее каблук зацепился за завязку на ее штанах, и инерция утащила ее вниз. В общем, когда происходит что-то неожиданное и неприятное, боль вы испытаете и так.


А вот ситуации, когда партнерша может испытать боль, создавать надо аккуратно.


Например, когда вы ее ведете на что-то неожиданное, партнерша этого еще не изучала (вы об этом не знаете), но видите по возможностям партнерши, что она может это сделать.


В тот момент, когда партнерша окажется в эмоции боли, ее надо просто спокойно вывести, подтвердив, что все окей, и потом повторить это движение еще раз, явно намекая, что это оно же.


Как правило, на милонгах люди в приподнятом настроении, и если в эмоцию боли попадают, то после этого сразу быстро поднимаются по эмоциям вверх.
А в сценическом танго использовать боль – милое дело.


Это не те ситуации, когда партнер не удержал партнершу в поддержке, она рухнула, и он с тупой физиономией смотрит, как она офигевает на полу.


Речь идет о сценарии номера.


Тут все понятно: надо просто, чтобы другой партнер создал для своего партнера угрозу надвигающейся потери. Он будет показывать, что все более отдаляется от своего партнера духовно и физически, и тот, от кого отдаляются, будет в боли.


И на этом я закончу.


В следующий раз мы поднимемся еще на одну эмоцию вверх и рассмотрим очень интересную по своим особенностям эмоцию.


До встречи в следующем посту! :)
Made on
Tilda